Свяжитесь с нами: 044 222 91 61

Адвокатское объединение

Автоматизация документооборота в украинском судопроизводстве: последние события

юридические новостиПоложительные последствия развития цифровых технологий и сети Интернет в самом скором времени отразятся на украинском судопроизводстве. В настоящее время в этом направлении происходят два важных события – запуск проекта «Документальный лифт» Винницким апелляционным административным судом и подписание Меморандума о сотрудничестве по улучшению процедуры обмена цифровыми документами между судом и сторонами, участвующими в судебных процессах. Рассмотрим более детально, что это за события и как они в перспективе повлияют на отечественное судопроизводство.

Меморандум о сотрудничестве относительно цифрового документооборота

Меморандум о сотрудничестве в повышении качества процедур обмена электронными документами между судом и сторонами, участвующими в судебных разбирательствах, был некоторое время назад подписан Высшим хозяйственным судом Украины и общественной организацией Igov. Сотрудничество мотивировано желанием общими усилиями внедрить электронные сервисы, развить электронный документооборот в рамках украинского судопроизводства, что позволит улучшить процесс оперативного обмена документами в цифровом виде. Разные судебные учреждения, расположенные в различных уголках страны, участники судебных процессов, различные государственные структуры, так или иначе задействованные в отечественном судопроизводстве – процесс обмена информацией между различными органами и службами станет более простым, оперативным и удобным.

автоматизация документооборотаВ результате действия данного Меморандума будут обеспечены условия для справедливого и всестороннего правосудия, гарантировано своевременное получение информации участниками судебного процесса. Также будет усилена прозрачность в работе судебных органов, повышена экономия средств из бюджета.

Основное внимание в рамках сотрудничества между ВХСУ и Igov сконцентрировано на принципиально новом сервисе, который был разработан общими усилиями сотрудников двух организаций. Данный сервис полезен тем, что дает возможность участникам судебных процессов осуществлять подачу процессуальных бумаг в уже открытом ВХСУ кассационном производстве. Председателем ВСХУ Богданом Львовом было озвучение сожаление по поводу того, что в Украине довольно медленно вводится система электронного документооборота, а также выразил надежду, что в ближайшие годы в стране полноценно заработают современные электронные сервисы, упрощающие оборот документов между государственными службами. Стоит отметить, что во многих других странах Европы данные сервисы уже давно запущены, и успешно выполняют свои непосредственные задачи – обеспечение максимально возможной доступности правосудия для жителей страны и повышение эффективности работы судебных служб.

В Igov не поленились наглядно продемонстрировать устройство свежеиспеченного сервиса. Для подачи документов в Высший хозяйственный суд Украины достаточно лишь трех шагов:

  • Открыть официальный сайт ВХС и щелкнуть мышкой на баннер с логотипом Igov
  • Загрузить сертификат электронной цифровой подписи и поделиться необходимой персональной информацией
  • Загрузить документы, уже имеющие электронную цифровую подпись, а затем нажать кнопку «Заказать услугу».

В настоящий момент с помощью данного сервиса можно подавать в ВХСУ ходатайства, объяснения, дополнения и прочие документа такого характера. В ближайшем будущем перечень бумаг будет расширен.

В дальнейшем ВХСУ совместно с организацией Igov планируют запустить пилотный проект по внедрению цифрового документооборота внутри самого Высшего Хозяйственного Суда, который позволит свести к минимуму затраты из госбюджета, связанные с поставками бумаги для документов, и оптимизирует работу сотрудников службы.

Запуск программы «Документальный лифт» в ВААС

С целью сделать документооборот в судопроизводстве более доступным и эффективным инновационные шаги в этом направлении сделал и Винницкий апелляционный административный суд. В работу ВААС внедрен уникальный проект под названием «Документальный лифт», направленный на удобную и оперативную передачу документов судебным исполнителям в цифровом виде. Проект, делающий документооборот в судопроизводстве ВААС в несколько раз быстрее и удобнее, уже успешно протестирован и введен в рабочий процесс.

Программа «Документальный лифт» работает таким образом: в судебный орган поступает официальная бумага, которая сразу же регистрируется отделом предоставления информационных услуг и делопроизводства. Далее, когда уже наложена резолюция руководства, документ сканируется и в уже отсканированном виде подкрепляется в виде приложения к зарегистрированному письму в функционале онлайн-сервиса «Делопроизводством специализированного суда».

При помощи еще одной специальной программы каждый работник ВААС сможет оперативно отслеживать наличие отсканированных приложений. Исполнители будут мгновенно оповещаться о необходимости проработать тот или иной документ. Соответственно, время на проработку документа, его передачу от одного работника суда до исполнителя будет сведено практически к нулю. Процесс документооборота приобретает полную автоматизацию, которая в сфере судопроизводства несет несомненную пользу. При этом хороший адвокат (Киев) никогда не будет лишним, когда возникают проблемы для лица в правовом поле.

Вывод. Украинское судопроизводство, наконец, внедряет в свою работу инновационные методы работы, которые успешно практикуются в остальном цивилизованном мире. Автоматизация документооборота в рамках судопроизводства является одним из важнейших шагов по реформации судов Украины, ведущей к повышению международного авторитета государства.